Согласно итальянскому философу Юлиусу Эволе, "тексты, повествующие о Граале, наводят на мысль о существовании тайного течения, которое, в определенный момент выйдя ненадолго на поверхность, затем вновь скрывается, будто столкнувшись с препятствием или некоей опасностью." Он же отмечает, что внезапное появление самих этих текстов происходит в очень короткий промежуток времени, скорее всего они возникли не ранее последней четверти 12 века и не позднее первой четверти 13. "То было время апогея средневековой традиции, золотой век гибеллинства, рыцарства, крестовых походов, ордена тамплиеров", именно тогда была предпринята попытка философского синтеза на основе дохристианского и нехристианского наследия, которое было воспринято также и арабской цивилизацией. Эвола также отмечает, что в текстах. составляющих цикл Грааля, сталкиваешься с преобладанием тем мистического центра, странствования и духовного испытания, наследования королевской власти или ее восстановления, которые порой соотносятся с мотивами исцеления или мести. Герои Граалевского цикла (Парцифаль, Гавайн, Галахад и др.) по своей сути лишь различные имена. даваемые одному и тому же человеческому типу; в равной мере, король Артур, Иосиф Аримофейский, пресвитер Иоанн и Король-Рыбак суть эквивалетные фигуры и различные варианты иного образа. Однако "за внезапно возникшей популярностью романов о Граале последовало столь же странное их забвение" в начале тринадцатого столетия. Лищь в 14-15 в.в. о Граале заговорили опять. Однако новое "явление" Грааля также бы стро пришло в упадок. У разных авторов хранителями Грааля выступают Король-Рыбак либо Иосиф Аримафейский, который собрал в чашу кровь Спасителя. Также Грааль может представлять чашу Иисуса или чашу Тайной вечери. Другим символом, который соседствует с Граалем является кровоточащее Копье Судьбы или Копье Лонгина. пронзившее бок распятого Христа. Согласно Вольфраму фон Эшенбаху, замок, в котором хранится Грааль, называется Мунсальвеш. Отто Ран неверно отждествил его с последним приютом катаров знаменитым Монсегюром. Охраняют же Грааль и вход в замок рыцари-тамплиеры. Из версии Вольфрама можно сделать вывод, что тамплиеры вдействительности обладали неким "сокровищем" либо сакральным символом, который наряду с таинственным Бафометом составлял суть их посвящений или мистерий. Что это был за "символ" и какими он обладал свойствами остается только гадать. Если отбросить мифические версии о Граале как о чаще Тайной Вечери или чаши Иосифа Аримафейского, то наиболее "земной" вариант дает версия Вольфрама фон Эшенбаха, согласно ей Граалем является небесный камень (метеорит). Но это не простой, а волшебный камень, который излучает свет, продлевает жизнь на семь дней тяжело раненому, также он сохраняет молодость и может выступать как скатерть-самобранкка, давая людям еду и питье. Грааль наделяет своего владельца победоносностью и неуязвимостью. Но одновременно с этим он он обладает и грозной, разрушительной силой. Грааль ослепляет, испепеляет и может даже действовать наподобии смерча. Сопоставив все вышеизложенные версии, невольно приходишь к выводу, что Грааль, если отбросить окружающую его сказочность, был символом некого посвящения, к которому шел человек, преодолевая опасности и совершая подвиги, которые были закамуфлированы под служение Прекрасной Даме. Это служение в рыцарских и куртуазных романах было весьма своеобразным. В роли Прекрасной Дамы выступало не одно, а несколько лиц. Она могла быть как мусульманкой, так и христианкой. Да и самому доблестному рыцарю не возбранялось быть двоеженцем и даже покидать свою жену ради совершения подвигов, при этом превознося других женщин.
|
Легенда о Граале
Галина Самухина
09.07.2018 в 14:39 | ответить
Очень познавательная статья!